Государственная защита

ОПЕРАТИВНО - РАЗЫСКНАЯ ЧАСТЬ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЦ, ПОДЛЕЖАЩИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ МВД ПО РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

 Начальник оперативно-разыскной части по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите МВД по РБ подполковник полиции Кутуев Радик Ринатович.

 ОРЧ по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите является самостоятельным оперативным подразделением МВД по РБ, в пределах своей компетенции реализующим функции Министерства внутренних дел Российской Федерации в области применения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья лиц, подлежащих государственной защите, а также по обеспечению сохранности их имущества.

 Деятельность ОРЧ ОГЗ МВД по РБ регламентирована различными нормативно-правовыми документами, основными из которых являются:

 - Федеральный закон от 20 августа 2004 года № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»,

 - Федеральный закон от 20.04.1995 года № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»,

 - Приказ МВД РФ № 281   от 21  марта 2007 год «Об утверждении Административного регламента МВД России по исполнению государственной функции   обеспечения   в   соответствии   с   законодательством Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких»,

 Подразделения государственной защиты осуществляют оперативно-розыскную деятельность и применение мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья лиц, в отношении которых в установленном порядке принято решение о применении мер государственной защиты.

 Основными задачами ОРЧ по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, МВД по РБ являются:

 1.   Осуществление в пределах своей компетенции деятельности по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.

 2.   Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, связанных с угрозой лицам, в отношении которых в установленном порядке принято решение о применении мер государственной защиты.

 Основными функциями ОРЧ по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, МВД по РБ являются:

 1.   Организация и непосредственное осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья лиц, в отношении которых в установленном порядке принято решение о применении мер   государственной защиты, а также по обеспечению сохранности ихимущества.

 2.   Проведение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России, оперативно - розыскных мероприятий в целях выполнения возложенных на подразделения государственной защиты задач.

 За разъяснениями, касающимися организации работы в данном направлении, можно обращаться в ОРЧ по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите МВД по Республике Башкортостан, дислоцирующейся по адресу: г. Уфа, ул. Калинина, д.55А, контактные телефоны: 264-82-87 (факс), 279-32-65, 279-46-98


Об организации государственной защиты сотрудников органов внутренних дел и их близких.

Оперативно-розыскная часть собственной безопасности МВД по Республике Башкортостан сообщает о возможностях применения госзащиты.

Проблема личной безопасности сотрудников органов внутренних дел при решении ими профессиональных задач или ситуаций, связанных со служебной деятельностью, приобретает в настоящее время особую актуальность.

Риск, как физический, так и психологический всегда был частью профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов. Задача по обеспечению безопасности сотрудников органов внутренних дел и их близких, а также координация деятельности подразделений МВД в этом направлении возложена на подразделение собственной безопасности.

Правом на обеспечение безопасности, осуществляемой органами внутренних дел, в соответствии действующими законодательством и ведомственными приказами обладают сотрудники органов внутренних дел, указанные в ст.2 Федерального закона от 20.04.1995 №45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», их близкие родственники, а в исключительных случаях также иные лица, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности сотрудников органов внутренних дел, либо принудить их к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятельность.

Для применения мер безопасности необходимы данные, свидетельствующие о реальности угрозы безопасности сотрудника или его близких. Поводом для применения мер безопасности служат для сотрудников органов внутренних дел - рапорт, для других категорий лиц, подлежащих государственной защите – заявление. Также поводом для такой работы может стать получение ОРЧ СБ оперативной информации о наличии угрозы безопасности лица, подлежащего государственной защите.

Обо всех случаях, составляющих угрозу себе и своим близким, сотрудник должен немедленно доложить вышестоящему руководству.

При получении такой информации руководитель органа внутренних дел должен  установить характер и реальность угроз и незамедлительно проинформировать подразделение собственной безопасности. Затем до принятия решения о применении мер государственной защиты силами подчиненного ему подразделения принять безотлагательные меры по обеспечению личной безопасности сотрудника.

В своем рапорте или заявлении необходимо указать событие, дающее основание сделать вывод об угрозе, подтверждающие данные, очевидцев, лиц, имеющих отношение к событию и  возможные причины произошедшего.  

Рапорт (заявление, обращение, информация) в течение суток после получения, а в случаях, не терпящих отлагательства, незамедлительно, передается для принятия решения Министру внутренних дел, который поручает проверку наличия угрозы подразделению собственной безопасности.

Решение о применении либо об отказе в применении мер безопасности в отношении лица, непосредственно подавшего заявление, либо в отношении которого поступило обращение (информация), принимается в срок не более трех суток. В случаях, не терпящих отлагательства, меры безопасности применяются незамедлительно. Руководитель органа, обеспечивающего безопасность, вправе продлить срок принятия решения по заявлению, обращению (информации) до 30 суток.

Подразделение собственной безопасности, получив сообщение об угрозе проводит необходимый комплекс мероприятий и опрашивает самого сотрудника, проверяет данные об угрозе и документирует факты угроз. При необходимости сотрудники ОРЧ СБ вправе запрашивать у органов государственной власти, местного самоуправления, юридических и физических лиц необходимые сведения по заявлениям и сообщениям об угрозе безопасности лиц, в отношении которых принимается решение об осуществлении государственной защиты. Кроме того заявителю необходимо дать согласие на применение в отношении него мер безопасности.

При принятии решения о применении мер безопасности выносится соответствующее постановление, утверждаемое Министром. В постановлении указываются конкретные меры безопасности и сроки их осуществления.

О принятом решении немедленно сообщается защищаемому, который обязан соблюдать условия договора, заключенного с органом, обеспечивающим безопасность, либо выполнять предписания, данные органом, обеспечивающим безопасность.

Если в ходе проверки поступившей информации установлено, что угроза лицу, подлежащему государственной защите, имеет реальный характер, однако ее причина не обусловлена исполнением сотрудником служебных обязанностей, подразделение собственной безопасности, выносит постановление об отказе в применении мер безопасности и, в соответствии с требованиями статей 144-145 УПК РФ, передает собранные материалы, за исключением сведений раскрывающих источники получения конфиденциальной информации, для принятия решения в соответствии
с действующим законодательством в следственные органы.

Для обеспечения защиты жизни и здоровья сотрудников ОВД и членов
их семей, сохранности их имущества могут применяться:

а) личная охрана, охрана жилища и имущества;

б) выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты
и оповещения об опасности;

в) временное помещение в безопасное место;

г) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах (закрытие данных в УВМ, ГИБДД и т.д.);

д) перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы;

е) переселение на другое место жительства;

ж) замена документов, изменение внешности.

В случаях, предусмотренных подпунктами «а»-«в» и «ж» для принятия решения о применении мер безопасности необходимо согласие защищаемого лица. Меры, перечисленные в подпунктах «д» и «е», применяются по заявлению сотрудников органов внутренних дел или с их согласия.

Следует отметить, что чем меньшее времени пройдет с момента поступления угроз до момента обращения в соответствующее подразделение собственной безопасности, тем более высока вероятность скорейшего установления личности, документирования противоправной деятельности и привлечения угрозоносителя к уголовной ответственности, а также применения комплекса мер, направленных на обеспечение личной безопасности сотрудника полиции и членов его семьи.

При попытке сотрудника полиции «решить вопрос своими силами», может быть упущено время и задержание правонарушителей «по горячим следам» может быть невозможно.

Немаловажно, что руководители органов внутренних дел несут персональную ответственность за организацию и состояние работы по обеспечению личной безопасности сотрудников, гражданских служащих и работников при выполнении ими служебных обязанностей.

По материалам ОРЧ СБ МВД по РБ

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2020, МВД России