Служба

Профилактика проступков - главный инструмент в укреплении служебной дисциплины и законности в полиции

Работа этого подразделения МВД часто скрыта от внимания общества. Впрочем, да не разочаруем мы обычных граждан, и сотрудники других подразделения органов внутренних дел, особенно тех, кто добросовестно несут службу, беззаветно отдают себя работе. Чего не скажешь о тех нерадивых стражах порядка, которые запятнали свой мундир, честь сотрудника ОВД взятками, служебными подлогами, пособничеством преступникам. К счастью, таких в системе МВД не так много, но они есть, и с ними идет непримиримая борьба. Об этом и многом другом мы побеседовали  с начальником ОРЧ СБ МВД по РБ полковником полиции Сергеем Саченковым.

Сергей Викторович. Год от года работы у возглавляемого Вами подразделения меньше не становиться. Это не только выявление правонарушений в среде сотрудников ОВД, но и защита стражей порядка. Минувший год - тому доказательство, намечены серьезные тенденции по укреплению законности в рядах полиции.

- Да, несомненно. Большая работа нами проводится в рамках реализации Концепции обеспечения собственной безопасности органов внутренних дел Российской Федерации. Это большой массив задач, которые не просто необходимо решить, но и выстроить единую систему дальнейших действий, которая позволит усовершенствовать нашу работу, акцентировать внимание на определенных направлениях деятельности. Выявление правонарушений, совершаемых нашими коллегами, - это первоочередная задача, но предупредить, как известно легче, чем потом разбираться в обстоятельствах того или иного проступка. Поэтому мы более принципиально стали оценивать незначительные нарушения, допускаемые полицейским. Это то, что называется «своевременным реагированием». Хотя сами нарушения имеют незначительную степень общественной опасности, но все это своеобразная профилактическая работа.

Несомненно профилактика – лучший способ борьбы с правонарушениями. Но ведь вы выявляете таких нерадивых коллег в ходе оперативных разработок. В МВД республики приходит немало обращений от граждан и часть направляется для проверки в подразделение собственной безопасности?

- Нами на постоянной основе проводятся проверки по поступившим от граждан жалоб и заявлений с информацией о противоправной деятельности сотрудников. К примеру, только в 2019 году в ОРЧ СБ поступило почти полторы тысячи подобных обращений. Ни одно из них не осталось без внимания, все они незамедлительно были рассмотрены. Нужно отметить, что каждое из подобных посланий – это серьезная работа, к которой надо подойти всесторонне, поскольку за каждым из случаев – чья-то судьба, служебная карьера. Ведь сотрудника могут и нарочно оклеветать. Только после проведения полной проверки, заявитель обязательно информируется о принятых мерах реагирования.

Наверное для всех будет интересно узнать, как сегодня обстоят ситуация с противодействием в МВД по Республике Башкортостан с таким неприятным, негативным явлениям, как взяточничество. Эта тема испокон веков является животрепещущей для правоохранительных органов. Что сегодня делается для того, чтобы искоренить этот позорный порок?

- Борьба с мздоимством в рядах полиции Башкортостана не прекращается ни на минуту. К сожалению, еще остаются среди нас те, кто, не считаясь с долгом и честью, пополняют свой бюджет нечестными, преступными деньгами. При этом, последствия таких «подаяний», за бездействие со  стороны сотрудника, сокрытие правонарушения или потворство преступникам может обернуться весьма плачевно. Поэтому подразделением собственной безопасности ведется активная работа фактов коррупции, допускаемых сотрудниками ОВД республики. Так в прошлом году за совершение 35 преступлений коррупционной направленности к уголовной ответственности привлечено 14 сотрудников. При чем, из этого числа - 26 фактов взяточничества  выявлено сотрудниками ОРЧ СБ.

14 сотрудников-коррупционеров, на фоне многочисленного состава полиции республики, – число не радостное. Но все же есть какие-нибудь перспективы на избавление от мздоимства в рядах МВД и в целом, каковы перспективы «очищения» структуры полиции от неблагонадежных стражей порядка?  

- Существует так называемый«индекс пораженности», который определяет количество полицейских совершивших преступления в расчете на тысячу сотрудников ОВД. Так вот, за период 2019 года он снизился на более чем 1,5.  Наше ОРЧ СБ ведет настоящую наступательную работу, благодаря чему мы добились снижения на 32 процента количества правонарушений, допущенных сотрудниками ОВД. Кроме того, отмечается снижение как должностных, так и общеуголовных преступлений.

Как мы уже говорили ранее, одним из важных направлений деятельности вашего подразделения является и государственная защита сотрудников. Обв средствах массовой информации слышно меньше, но все же работа ведется и конечно есть результаты?

- Это очень серьезная тема. Если говорить более точно и шире, то мы обеспечиваем государственную защиту и гарантии безопасности сотрудников органов внутренних дел и их близких от угроз их жизни, здоровью и имуществу в связи с исполнением служебных обязанностей. За официальной формулировкой кроется серьезная проблема, когда наш коллега, добросовестно исполняя служебный долг, становится объектом посягательств и угроз. В этом и состоит наша задача, чтобы сотрудник органов внутренних дел, заступая на службу, ведет решительную борьбу с преступностью, осознавая, что он находится под защитой. И это не пустые слова. Если вернуться к фактам, то в минувшем году в результате проведённых ОРЧ СБ МВД по РБ комплексов мероприятий полностью устранены угрозы жизни и здоровью ряда сотрудников ОВД. В  отношении злоумышленников возбуждено три уголовных дела.

Не меньше вопросов оставляет тема дискредитации сотрудников ОВД. К сожалению, порой некоторые граждане «забывают», что перед ними стоит представитель власти и тогда в адрес стражей порядка летят всевозможные оскорбления. Люди не стесняются в своих действиях, не останавливает даже форма. Как защищает ОРЧ СБ наших полицейских от таких злопыхателей?

- Любая дискредитация наносит ощутимый удар по положительному образу и авторитету службы в полиции. Таких примеров много. Но неверно считать, что такие поступкиостаются безнаказанными. Статью 319 Уголовного Кодекса Российской Федерации «Оскорбление представителя власти» еще никто не отменял. Более того, нами работа по ней все более активизируется. Вернемся к цифрам. В 2019 году по данной статье следственными органами возбуждено 470 уголовных дел. Это почти на 50 дел больше чем в 2018 году. Сотрудниками полиции подано в суд 226 исков о защите чести, достоинства и деловой репутации. И вновь количество таких случаев растет. По сравнению с 2018 годом таких исков стало на 80 больше. При этом судами удовлетворено свыше 150 заявлений, остальные пока находятся на рассмотрении. Так что, в этом направлении мы ведем активную работу, чтобы сотрудник чувствовал себя защищенным от любых перипетий.

Нашим коллегам хочется пожелать честной и добросовестной службы во имя Отчества и помнить слова из полицейской присяги, в которой прописаны простые, но незыблемые истины, о которых сотрудник не в праве забывать ни на секунду.


 МВД по Республике Башкортостан осуществляет прием на службу граждан в возрасте от 18 до 35 лет для замещения должностей рядового и младшего начальствующего состава (до 40 лет для должностей среднего, старшего и высшего начальствующего состава), способных по своим личным, деловым качествам и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника полиции.

  Граждане Российской Федерации, поступающие на службу в полицию, проходят психофизиологические исследования, тестирование на алкогольную, наркотическую и иную токсическую зависимость в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (ч. 4 ст. 35 ФЗ «О полиции»).

  На гражданина Российской Федерации, поступающего на службу в полицию, оформляется личное поручительство, которое состоит в письменном обязательстве сотрудника органов внутренних дел, имеющего стаж службы не менее трех лет, о том, что он ручается за соблюдение указанным гражданином Российской Федерации ограничений и запретов, установленных для сотрудников полиции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Порядок оформления личного поручительства определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (ч. 5 ст. 35 ФЗ «О полиции»).

   Ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в полиции: Гражданин Российской Федерации не может быть принят на службу в полицию в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 29 Федерального закона «О полиции», а также в случаях, если он:

  1. имеет вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; 
  2. является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу; 
  3. неоднократно в течение года, предшествовавшего дню поступления на службу в полицию, подвергался в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения; 
  4. не согласен соблюдать ограничения, запреты, выполнять обязанности и нести ответственность, установленные для сотрудников полиции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Об организации государственной защиты сотрудников органов внутренних дел и их близких.

Оперативно-розыскная часть собственной безопасности МВД по Республике Башкортостан сообщает о возможностях применения госзащиты.

Проблема личной безопасности сотрудников органов внутренних дел при решении ими профессиональных задач или ситуаций, связанных со служебной деятельностью, приобретает в настоящее время особую актуальность.

Риск, как физический, так и психологический всегда был частью профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов. Задача по обеспечению безопасности сотрудников органов внутренних дел и их близких, а также координация деятельности подразделений МВД в этом направлении возложена на подразделение собственной безопасности.

Правом на обеспечение безопасности, осуществляемой органами внутренних дел, в соответствии действующими законодательством и ведомственными приказами обладают сотрудники органов внутренних дел, указанные в ст.2 Федерального закона от 20.04.1995 №45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», их близкие родственники, а в исключительных случаях также иные лица, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности сотрудников органов внутренних дел, либо принудить их к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятельность.

Для применения мер безопасности необходимы данные, свидетельствующие о реальности угрозы безопасности сотрудника или его близких. Поводом для применения мер безопасности служат для сотрудников органов внутренних дел - рапорт, для других категорий лиц, подлежащих государственной защите – заявление. Также поводом для такой работы может стать получение ОРЧ СБ оперативной информации о наличии угрозы безопасности лица, подлежащего государственной защите.

Обо всех случаях, составляющих угрозу себе и своим близким, сотрудник должен немедленно доложить вышестоящему руководству.

При получении такой информации руководитель органа внутренних дел должен  установить характер и реальность угроз и незамедлительно проинформировать подразделение собственной безопасности. Затем до принятия решения о применении мер государственной защиты силами подчиненного ему подразделения принять безотлагательные меры по обеспечению личной безопасности сотрудника.

В своем рапорте или заявлении необходимо указать событие, дающее основание сделать вывод об угрозе, подтверждающие данные, очевидцев, лиц, имеющих отношение к событию и  возможные причины произошедшего.  

Рапорт (заявление, обращение, информация) в течение суток после получения, а в случаях, не терпящих отлагательства, незамедлительно, передается для принятия решения Министру внутренних дел, который поручает проверку наличия угрозы подразделению собственной безопасности.

Решение о применении либо об отказе в применении мер безопасности в отношении лица, непосредственно подавшего заявление, либо в отношении которого поступило обращение (информация), принимается в срок не более трех суток. В случаях, не терпящих отлагательства, меры безопасности применяются незамедлительно. Руководитель органа, обеспечивающего безопасность, вправе продлить срок принятия решения по заявлению, обращению (информации) до 30 суток.

Подразделение собственной безопасности, получив сообщение об угрозе проводит необходимый комплекс мероприятий и опрашивает самого сотрудника, проверяет данные об угрозе и документирует факты угроз. При необходимости сотрудники ОРЧ СБ вправе запрашивать у органов государственной власти, местного самоуправления, юридических и физических лиц необходимые сведения по заявлениям и сообщениям об угрозе безопасности лиц, в отношении которых принимается решение об осуществлении государственной защиты. Кроме того заявителю необходимо дать согласие на применение в отношении него мер безопасности.

При принятии решения о применении мер безопасности выносится соответствующее постановление, утверждаемое Министром. В постановлении указываются конкретные меры безопасности и сроки их осуществления.

О принятом решении немедленно сообщается защищаемому, который обязан соблюдать условия договора, заключенного с органом, обеспечивающим безопасность, либо выполнять предписания, данные органом, обеспечивающим безопасность.

Если в ходе проверки поступившей информации установлено, что угроза лицу, подлежащему государственной защите, имеет реальный характер, однако ее причина не обусловлена исполнением сотрудником служебных обязанностей, подразделение собственной безопасности, выносит постановление об отказе в применении мер безопасности и, в соответствии с требованиями статей 144-145 УПК РФ, передает собранные материалы, за исключением сведений раскрывающих источники получения конфиденциальной информации, для принятия решения в соответствии
с действующим законодательством в следственные органы.

Для обеспечения защиты жизни и здоровья сотрудников ОВД и членов
их семей, сохранности их имущества могут применяться:

а) личная охрана, охрана жилища и имущества;

б) выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты
и оповещения об опасности;

в) временное помещение в безопасное место;

г) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах (закрытие данных в УВМ, ГИБДД и т.д.);

д) перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы;

е) переселение на другое место жительства;

ж) замена документов, изменение внешности.

В случаях, предусмотренных подпунктами «а»-«в» и «ж» для принятия решения о применении мер безопасности необходимо согласие защищаемого лица. Меры, перечисленные в подпунктах «д» и «е», применяются по заявлению сотрудников органов внутренних дел или с их согласия.

Следует отметить, что чем меньшее времени пройдет с момента поступления угроз до момента обращения в соответствующее подразделение собственной безопасности, тем более высока вероятность скорейшего установления личности, документирования противоправной деятельности и привлечения угрозоносителя к уголовной ответственности, а также применения комплекса мер, направленных на обеспечение личной безопасности сотрудника полиции и членов его семьи.

При попытке сотрудника полиции «решить вопрос своими силами», может быть упущено время и задержание правонарушителей «по горячим следам» может быть невозможно.

Немаловажно, что руководители органов внутренних дел несут персональную ответственность за организацию и состояние работы по обеспечению личной безопасности сотрудников, гражданских служащих и работников при выполнении ими служебных обязанностей.

По материалам ОРЧ СБ МВД по РБ

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2020, МВД России